Положение проекта

«Родительский университет»

Государственного учреждения образования

«Средняя школа №37 г.Гродно»

 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:

-формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;

-разработка «Интернет-сайта родительского университета»;

-создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:

-презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;

-организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

-консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

  1. Содержательное:

-научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

-на оценке родителями собственного жизненного опыта;

-на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

-на стабильном общении детей и их родителей;

-на формировании атмосферы поиска новых знаний;

-на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

-на развитии творческих способностей членов семьи;

-на умении видеть результаты развития детей;

-на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»  для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

-традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

-дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности родительского университета, организованного на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Гродно» и устанавливает примерный порядок его работы.

1.2 Родительский университет – организационная форма взаимодействия педагогов школы и родителей по всестороннему сопровождению воспитания и развития обучающихся.

1.3 Руководителем родительского университета является заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Гродно»

1.4 В состав родительского университета входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, педагоги социальные, классные руководители, родители учащихся.

1.5 Персональный состав родительского университета утверждается приказом директора государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Гродно»

1.6 В своей деятельности родительский университет руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Кодексом Республики Беларусь об образовании, инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2.1 Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

2.2 Основные задачи Родительского университета:

-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

-формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

-обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения

  1. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧАСТНИКОВ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

3.1 Руководитель родительского университета обязан:

-осуществлять руководство родительским университетом, осуществлять контроль его деятельности;

-осуществлять анализ деятельности родительского университета;

3.2 Руководитель родительского университета имеет право: 

-вносить предложения по вопросам деятельности родительского университета;

-освещать мероприятия, проводимые в школе в рамках работы родительского университета для анализа и оптимизации педагогической деятельности;

-публиковать материалы по работе родительского университета в научно-методических изданиях.

3.3. Участники родительского университета обязаны:

-популяризировать деятельность родительского университета;

-участвовать в планировании и организации деятельности родительского университета;

3.4 Участники имеют право:

-участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности родительского университета и вносить предложения по ее совершенствованию.