Инновационный проект
«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНОГОМЕРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Цель инновационного проекта – повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Научное сопровождение инновационного проекта
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент;
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент;
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образованияГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
Участники инновационного проекта
1. Бурнос Светлана Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
2. Мискевич Марина Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
3. Ширко Юлия Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Актуальность осуществления инновационной деятельности в начальной школе
Основной характеристикой современного мира является постоянное увеличение объемов информации и ограниченность времени для обработки этой информации.
Перед образованием сегодня стоит задача – подготовить современного ученика к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе.
В эпоху информационной насыщенности особую значимость приобретает визуальное представление информации в доступном, структурированном, наглядном виде. Такое представление позволяет работать с большими массивами информации. Умение работать с информацией, в том числе, предложенной в визуальном формате (схемы, графики, диаграммы и др.), востребовано при выполнении заданий международного исследования PISA. А так как начальная школа является «фундаментом» общего среднего образования, то учителям начальных классов должное внимание необходимо уделять вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Именно в начальной школе проходит интенсивный этап становления функциональной грамотности учащегося, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности.
Ожидаемые результаты инновационной деятельности
При оценке уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников следует обратить внимание на следующие результаты:
- владение базовыми общеучебными умениями и навыками;
- осуществление мыслительной деятельности на соответствующем возрастным особенностям уровне (анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей);
- умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
- проявление познавательной активности;
- осуществление поиска решения учебной задачи и интерпретация полученных результатов;
- владение навыками осознанного чтения.
Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Сроки реализации инновационной деятельности: 2021 – 2024.